You are currently viewing a placeholder content from Default. To access the actual content, click the button below. Please note that doing so will share data with third-party providers.
More InformationЧто может пойти не так, когда два технологических гиганта — Microsoft и Tencent — ставят перед собой задачу перенести бессмертную классику на смартфоны? При каждом показе нам обещали игру, которая сохранит верность оригинальной Age of Empires, а Microsoft и World's Edge якобы лично осуществляли контроль качества при разработке. Но что мы получили? Тень, сотканную из симулятора меню, ожидания и кликера. Запасайтесь огнетушителями, потому что сейчас я расскажу, как Age of Empires превратили в Age of AliExpress.
Мобильные грабли
Сейчас жанр стратегий переживает эпоху ренессанса. За последние годы многие культовые серии обрели вторую жизнь с помощью ремейков и ремастеров, а некоторые даже получили развитие. В 2019 году Microsoft в рамках подразделения Xbox Game Studios основала студию World’s Edge, на плечи которой возложили амбициозную миссию — возродить и приумножить величие франшизы Age of Empires. Мы получили, пусть местами и несовершенные, но хорошие ремастеры оригинальной трилогии Age of Empires и Age of Mythology: Retold, а студия Relic Entertainment подарила серии продолжение — Age of Empires 4, которая нашла свой отклик в сердцах фанатов.
Однако кому-то в недрах Microsoft не давал покоя мобильный рынок, а также предыдущие два провала. Дело в том, что еще в 2013 году компания задумала масштабную экспансию на мобильный рынок — планировалось перенести целый ряд ключевых франшиз на смартфоны.
Age of Empires: World Domination
В результате, в 2014 году свет увидела Age of Empires: Castle Siege — клон тогда еще популярной Clash of Clans от Supercell, а затем, в 2015-м, — Age of Empires: World Domination, созданная совместно с японской KLab Games. Последняя была выполнена в лучших традициях японских мобильных игр — гача, карточки, pay-to-win и техническое исполнение на уровне браузерных игр нулевых. “Мировая доминация” продлилась всего 11 месяцев — ее поддержку свернули в ноябре 2016 года.
Однако Castle Siege бережно скопировала некоторые идеи Clash of Clans, что в сочетании с громким именем Age of Empires позволило Microsoft откусить небольшой кусочек пирога, но закрепиться на рынке не получилось. Кусочка хватило почти на пять лет — проект закрыли 13 мая 2019 года. Сейчас некоторые фанаты вспоминают игру с теплотой, потому что могло быть и хуже. И хуже стало.
Age of Empires: Castle Siege
17 октября, когда состоялся глобальный релиз Age of Empires: Mobile, стало ясно: Microsoft вновь наступила на те же грабли. За разработку Age of Empires: Mobile отвечала дочерняя компания Tencent — TiMi Studio Group, которая уже успела отметиться мобильными Call of Duty и Pokémon Unite. Это опытные ремесленники, готовые реализовать любой проект по техническому заданию заказчика. Но при первом же знакомстве с Age of Empires: Mobile понимаешь — они не стремились создать нечто в духе оригинала, а вместо этого плюнули всем фанатам в лицо. Итак, что из себя представляет игра?
Историческая *****
«Мы хотели привнести новые впечатления во франшизу Age of Empires и дать новичкам почувствовать, что делает эту серию такой важной для ее фанатов. Age of Empires Mobile предлагает игрокам большую стратегическую глубину благодаря звучному, замысловатому художественному стилю, уважающему историю и мифологию», — Робин Синь, продюсер из TiMi Studio Group.
Одной из важных особенностей оригинальной Age of Empires была возможность пережить важные события из жизни реальных исторических личностей той или иной эпохи. Кампании в Age of Empires предлагали взять под свое управление десятки легендарных персон — от Чингисхана до Влада Дракулы — и стать частью истории, применяя свои умения не только во имя победы в масштабных сражениях, но и для развития своей цивилизации в обозначенном историческом периоде. Однако в Age of Empires: Mobile от этого не осталось и следа, а то, что вы прочитали в начале этого сегмента, — маркетинговая чушь.
Сюжетная кампания начинается на высокой ноте: мы оказываемся в центре сражения, когда на кону стоит чуть ли не судьба мира. В роли принцессы Жозефины мы должны отбить землю у неприятеля и вернуть мифический Священный меч в свои руки. Постановочные сцены, пафосные диалоги — поначалу ничто не предвещает беды: ты понимаешь, что это вводная кампания. Нас обучают базовым правилам перемещения и строительства, а после “увлекательной” автобитвы с рядом противников и финальным боссом — весь пролог занимает минут 15 — мы наконец основываем полноценное поселение.
На старте доступно восемь цивилизаций: британцы, византийцы, китайцы, египтяне, французы, японцы, корейцы и римляне. После выбора цивилизации автоматически меняется архитектура окружения на соответствующую, и строительство поселения разворачивается на полную. Но нет никакой свободы в том, что строить, когда и сколько зданий каждого типа добавлять в нашу обитель. Вместо этого мы последовательно выполняем задания: «Построить ферму» — «Улучшить ферму», «Построить лесопилку» — «Улучшить лесопилку».
Таких манипуляций с каждым зданием и юнитом придется проделать не один десяток раз. Пока у вас есть ресурсы, игра представляет собой симулятор меню и кликер в одном флаконе. Вы переключаетесь между меню, отмеченными красной точкой, и кликаете на всё, что светится и горит — на что хватает ресурсов и ускорителей. Поначалу их щедро раздают, и прокликивание меню за цикл может занимать десяток минут, но чем дальше, тем больше времени уходит на прокачку зданий, а требования к ресурсам возрастают. В таком случае нам остается только ждать или платить, но об этом чуть позже. Но пока ждем, можно и повоевать, правильно?
Экономическая стратегия, в которой главный ресурс — игрок
Бои в Age of Empires: Mobile — это апогей глупости и однообразия. Две группы юнитов стоят напротив друг друга, возглавляемые одним из полководцев, и сражаются в автоматическом режиме «стенка на стенку». Никакой тактики, никакого управления, никакого удовольствия. Такие сражения ждут нас во всех режимах игры, в том числе и во время «увлекательных масштабных сражений» против игроков.
В лучшем случае вам придется подобрать полководца по принципу «камень-ножницы-бумага», где копейщики бьют конницу, конница бьёт лучников, лучники бьют мечников, а мечники бьют копейщиков. Стратегия? Забудьте. Здесь главное — прокачаться сильнее оппонента. Хотите побеждать? Магазинчик открыт 24/7 — добро пожаловать. Это не игра, а симулятор ввода банковских данных с красивыми картинками.
И в этом главная проблема. Основу вашей мощи составляют полководцы: Жанна д’Арк, Ода Нобунага, Клеопатра и другие. Они же — единственное, что связывает игру с историей. Но добываются они за крутки в гаче, как в какой-нибудь Honkai Star Rail. Поначалу кажется, что герои оттуда сыпятся как из рога изобилия. Затем, когда открывается прокачка, ты понимаешь, сколько копий одного героя нужно выбить, чтобы он раскрылся, и тогда становится ясно — доить тебя будут основательно.
И все же есть одно большое отличие, которое позволяет сказать, что здесь гача-механика гораздо хуже — в играх HoYoverse отсутствует PvP-составляющая, и никто не ворвется в твой мир, чтобы разнести его в щепки. В Age of Empires: Mobile же полно старых ущербных механик из браузерок и мобилок 2010-х годов, вроде щитов, которые необходимы, чтобы на тебя не напали и не ограбили, пока ты офлайн. А еще в играх от HoYoverse по крайней мере есть геймплей, пусть он и не всем по нраву.
Даже мини-игры, которые должны разбавлять основной геймплей, похожи на издевательство над игроком. Рыбалка — да, рыбалка! — становится самым интересным занятием в игре. При этом во время рыбалки все, что требуется от игрока, — угадать, насколько долго нужно жать на экран, чтобы рыболовная сеть долетела до необходимой точки. И это в стратегии про эпические сражения и управление цивилизацией! Когда кликер с ловлей виртуальной рыбы — это лучшее, что есть в вашей игре, стоит задуматься — где вы свернули не туда?
Однако я немного лукавлю. В игре еще есть средненький клон Vampire Survivors, но это временный режим, который пропадет из игры 13 ноября — какие временные режимы будут дальше и будут ли они предлагать хотя бы подобие геймплея — черт его знает. Однако на базовом уровне возникает вопрос: зачем мне мобильная Age of Empires, если существуют десятки клонов «вампиров», которые намного лучше?
Красивый фасад на пустом фундаменте
Техническая часть — самое сильное место Age of Empires: Mobile. Графически игра выглядит на голову выше многих мобильных конкурентов по жанру, а в некоторых случаях превосходит и «большие» стратегии… годов эдак 2010-х. Модели персонажей, особенно полководцев, и декорации выполнены довольно качественно.
Но в игре про «маленьких человечков» да еще на маленьком экранчике, этому не придаешь особого значения. Озвучка героев также на высоком уровне — каждый полководец разговаривает на языке своего народа со свойственным ему акцентом. Это интересная деталь, но, как и фоновая музыка, которая отлично работает на создание атмосферы неторопливой возни с войсками и ресурсами, она никак не компенсирует общее отсутствие внятного и глубокого игрового процесса.
Нас не так поняли
Ну и напоследок — десерт. Поговорим о том, как игру приняла аудитория. Не мог же я оставить вас без десерта. Когда этот “шитдевр” игровой индустрии вышел в релиз и люди погрузились в него, разверзся портал в ад. Различные форумы, вроде Reddit, заполонили сотни негативных сообщений.
Ругали всё: монетизацию, геймплей, паразитирование на великом имени, графику, озвучку. Некоторые бдительные западные пользователи даже обнаружили, что игра перенаправляет трафик через ByteDance в TikTok. Поэтому те, у кого домашний маршрутизатор настроен на блокировку всего трафика, идущего на TikTok, испытывали проблемы с подключением и опасались за свои данные. Десятки человек писали, что это самая быстро удаляемая игра за всю историю использования ими смартфона и мерились, кто сколько смог вытерпеть этот китайский ширпотреб.
«Даже если Microsoft довольна пассивным доходом, который они получают от мобильных “китов”, этот проект плюет в лицо всему, что серия Age of Empires значит для фанатов. Есть отличные игры — как новые, так и старые, — и единственное приемлемое будущее для этой машины по выкачиванию денег — сгинуть на задворках истории как монументальный провал».
Конечно, не обошлось и без ревью-бомбинга — в первые дни оценка игры в App Store болталась на уровне 1,5 из 5. Спустя какое-то время на внутриигровую почту стали приходить письма в духе: «Дорогой друг, перейди по ссылочке и поставь нам оценочку в маркете, а мы тебе за это выдадим круточек и валюты, чтобы ты мог ещё чуть-чуть прокачаться».
Но это полбеды. Позже негативные отзывы стали пропадать, и на месте каждого удаленного возникало два новых — с положительной оценкой. Пользователи форумов явно указывали, что отзывы выглядят словно написанные под копирку через переводчик, указывая на «китайский след». Но недовольство трудно совсем стереть — сейчас количество положительных и резко негативных отзывов почти сравнялось, и оценка закрепилась на уровне трёх звёзд.
Окей, допустим, вы продали лицензию ради дешёвой прибыли. Тогда какого чёрта во время рекламной кампании нам рассказывали о «фирменном контроле качества Microsoft»? Если ЭТО — контроль качества Microsoft, тогда мне страшно за будущее Xbox.
Естественно, этот продукт аудитория оригинальной франшизы отказывается признавать. При всём этом я мало вижу, чтобы ругали именно Microsoft — негатив льется в основном на китайских «партнёров» корпорации добра. Конечно, таких низкокачественных игр полно на мобильных устройствах. «Чего вы хотели?» — спрашивают некоторые защитники этой «игры», если её вообще можно так назвать. Однако повторюсь: нам обещали качество Microsoft… и что мы получили?
Что ж, в плане финансов, думаю, это будет самый большой успех в 2024 году после Call of Duty — в топе рейтинга уже красуются азиатские игроки, влившие не одну тысячу долларов в эту пустышку. Конечно, мы не знаем наверняка, какого рода контракт заключен между Microsoft и Tencent — свою долю хрустящих бумажек они точно получат.
Но что касается репутации — это самый большой провал Microsoft в этом году, сразу после закрытия Tango Gameworks. Уверен, я не ошибусь, если скажу, что маркетинговый бюджет Age of Empires: Mobile точно был больше, чем у Hi-Fi Rush.
Если меня попросят охарактеризовать Age of Empires: Mobile всего одной фразой — я скажу: Age of AliExpress. Это название придумал пользователь Reddit под ником AidoKush, но оно настолько точно отражает всю суть этого «проекта», что я просто не мог его не использовать.
Diagnosis
Age of Empires: Mobile — наглядный пример того, как не надо делать игры, особенно мобильные адаптации известных серий. Вместо того чтобы сохранить лучшие аспекты оригинала и адаптировать их под мобильный формат, разработчики выбрали путь наименьшего сопротивления. Они решили, что известное имя и агрессивная монетизация — всё, что нужно для успеха. А механики позаимствовали у разработчиков Rise of Kingdoms, вероятно, сидящих в соседнем подвале.
Тем временем Creative Assembly при помощи Feral Interactive шаг за шагом бережно переносит игры серии Total War на смартфоны, предоставляя пользователям лучший опыт, графику и управление — уже вышли Total War: Rome и Total War: Medieval II, а на подходе Total War: Empire. А Microsoft в очередной раз разочаровала фанатов серии, только сделала это, прикрывшись китайскими «партнёрами». Что мешало просто портировать оригинальные проекты? Вопрос без ответа.
Age of Empires: Mobile — это не просто плохая игра. Это оскорбление для всех фанатов серии и пример того, как некомпетентность и жадность могут смешать с грязью легендарную франшизу. Если вы цените своё время, деньги и нервы, обходите эту игру стороной. Лучше поиграйте в оригинальные Age of Empires или найдите действительно качественную мобильную стратегию — их, к счастью, хватает, хотя большинство из них и являются прямыми портами с «большой земли».
Но если вы отчаянный искатель сомнительных приключений — учтите, что игра официально недоступна в России, однако её можно скачать со сторонних площадок. В списке серверов есть Беларусь и имеется полная текстовая локализация на русский язык. Но я вас предупреждал!
Pro
- Неплохая графика
- Качественный дизайн и озвучка полководцев
- Приятная музыка
- Русский язык
Contra
- Примитивный геймплей
- Агрессивная монетизация
- Безликий клон
- Самозванец, присвоивший имя Age of Empires
- Официально недоступна в России
***
Все изображения, использованные в материале, принадлежат Microsoft // Level Infinite Источник обложки: Age of Empires: Mobile
You are currently viewing a placeholder content from Default. To access the actual content, click the button below. Please note that doing so will share data with third-party providers.
More Information